От идеи до серийного производства изделий

Проектирование, производство прототипов

Особо ответственные, нагруженные детали

Высокопроизводительные технологии

Любая степень сложности и габариты

previous arrow
next arrow
Slider

Технология пропитки под давлением (технология RTM)

Краткое описание технологии

Технологический процесс RTM используется при мелкосерийном и среднесерийном производстве деталей из стеклопластика и углепластика. Метод заключается в пропитке сухого армирующего материала (предварительно раскроенного и уложенного в форму) термореактивным связующим под давлением. Изделия, изготовленные по методу RTM, имеют финишную обработку со всех сторон и обладают высокими механическими характеристиками. По этой технологии возможно изготовление ответственных, высоконагруженных композитных деталей с высокими допусками (например, деталей авиационного двигателя из углепластика).

Преимущества и недостатки данной технологии

Для производства деталей по методу RTM используют штампы, состоящие из двух полуформ (матрицы и пуансона). Необходимость инвестирования в относительно дорогие штампы и ограниченная производительность метода сказывается на себестоимости композитных деталей. Тем не менее, метод пропитки под давлением широко распространен в композитной промышленности из-за ряда преимуществ перед другими технологиями:

— возможность производства сложных, интегрированных деталей (экономия на сборочных операциях);
— высокая точность деталей (размерные допуски) и близость геометрических размеров извлекаемых из штампа к окончательным (минимум механической обработки);
— возможность изготовления толстостенных, массивных деталей сложной геометрии за минимальное количество операций (что зачастую невозможно достичь другими методами);
— высокие механические характеристики получаемых композитов, минимальное количество пор (большой ресурс изделий);
— легко окрашиваемые поверхности;
— быстрое изготовление

Конструкция деталей

Технология RTM дает возможность изготовления деталей, имеющих гладкую, качественную поверхность со всех сторон. Метод предоставляет широкие возможности для дизайна, при правильной конструкции штампа и соответствующей подготовке преформы возможно производство сложнопрофильных деталей с выступами, волнами, перепадом толщины. Более детально возможности метода представлены в таблице ниже.

Таблица. Особенности производства методом пропитки под давлением (технология RTM)

Обработанная поверхность
Две
Допуск по толщине, мм.
0.1
Минимальный внутренний радиус, мм.
3
Добавление отверстий
Нет
Поднутрения
Да
Минимальная толщина, мм.
0.2-0,3
Максимальная толщина, мм.
20-25
Металлические вставки
Да
Ребра
Не рекомендовано
Бобышки
Не рекомендовано
Заформованные надписи
Да

Мы производим полимерные композитные изделия с высокими требованиями к прочности и точности с помощью RTM-метода.

Например, для одного из клиентов мы изготовили методом RTM прототипы и организовали серийное производство усиленных стекловолокном внешних панелей автобуса.

Эскиз панелей и фото автобуса, на котором они установлены

Мы производим пресс-формы для RTM (из стеклопластика), которые позволяют нам достичь минимальной себестоимости продукции.

Пресс-форма для изготовления панелей автобуса методом RTM

Произведенные методом RTM стеклопластиковые детали содержат специальные закладные элементы, которые облегчают процесс их финальной сборки.

Сборка автобуса с композитными панелями